Мифы и реальность об аккумуляторах с улучшенной технологией efb

Содержание:

Про заряд и разряд

Каждая новая технология, которая идет в массы, является более совершенной и AGM этому яркий пример. Они появились сразу за обычными АКБ, и намного улучшили их характеристики, а какие для батареи сейчас самые важные – правильно заряд и разряд. Ни для кого не секрет, что обычные жидкостные АКБ бояться глубоких разрядов – срок их службы стремительно падает. AGM намного эффективнее в этом плане, они выдерживают более глубокие разряды, для них это не так критично.

Заряжается «новый тип» быстрее примерно в 2 – 3 раза, чем старый «жидкостный». Что еще хочется отметить так это большая отдача тока, примерно в два раза большая, чем у старых АКБ. Если старый тип выдает в среднем пусковой ток в 300 – 500 Ампер, то новые батареи могут выдать около 550 – 900 Ампер. Тут как понимаете любой двигатель запустится.

Улучшились и показатели долговечности, так если обычный аккумулятор может служить примерно 3 – 5 лет, то AGM служат 5 – 10 лет, все зависит от производителя.

Если «подбить» характеристики разрядов то получается:

Обычный АКБ – выдерживает, около 30 – 50 циклов разряда с глубиной в 100%, от 100 до 170 глубина 50%, до 450 – глубина 30%.

AGM АКБ – выдерживает, до 200 циклов разряда глубина 100%, до 350 с показателем в 50% и до 850 с 30%.

Важно отметить что – так как электролит «заперт в матах», он не испаряется при заряде, соответственно корпус взорваться не может, это большой плюс. Сейчас многие производители автомобилей, которые оснащают свои модели системами «старт – стоп» устанавливают именно «AGM», потому как они способны выдерживать большие нагрузки и больше циклов заряда – разряда

Сейчас многие производители автомобилей, которые оснащают свои модели системами «старт – стоп» устанавливают именно «AGM», потому как они способны выдерживать большие нагрузки и больше циклов заряда – разряда.

Преимущества и недостатки технологии AGM

AGM — более усовершенствованная технология по сравнению с классическими свинцово-кислотными изделиями. Но и она имеет свои достоинства и недостатки.

Преимущества AGM

Плюсы AGM устройств:

  1. Изделия не требуют технического обслуживания при эксплуатации. Потребителю надо следить за чистотой устройства и контролировать его рабочие характеристики и параметры.
  2. Изделия AGM обладают полностью загерметизированной конструкцией и возможностью клапанной регулировки. Её наличие предотвращает утечку рабочего вещества и повреждение клеммных зажимов в результате разрушения и воздействия коррозии.
  3. Безопасное функционирование устройства. Если потребитель правильно подходит к процессу заряда, это предотвращает вероятность выделения газов. Соответственно, к нулю сводится и возможность взрыва устройства.
  4. Благодаря загерметизированной конструкции у потребителя есть возможность использования АКБ практически в любом виде.
  5. AGM изделия отлично функционируют при пониженных температурах в сильный мороз. Они оптимально выполняют свои функции вплоть до -30 градусов. Если температура упадёт ниже, есть вероятность кристаллизации рабочего раствора. Из-за повреждения активного вещества упадёт ресурс эксплуатации устройства.
  6. Повышение ресурса эксплуатации батареи при работе в условиях вибраций.
  7. Повышенная величина пускового тока.
  8. Изделия, разработанные по AGM технологии, обеспечивают возможность ускоренного заряда. Они не так требовательны по отношению к стабильности напряжения, которое требуется для подзарядки.

Что сдерживает распространение AGM? Недостатки технологии

Минусы, характерные для AGM изделий:

  1. Большая общая масса устройства. Это обусловлено использованием уникальной технологии, которая заключается в добавлении сепараторных устройств в конструкцию.
  2. Процедуру подзарядки рекомендуется выполнять с использованием только специализированного зарядного оборудования.
  3. Не рекомендуется хранение батареи в состоянии разряда. Чтобы не допустить быстрого выхода из строя и снижения ресурса эксплуатации, параметр напряжения на каждом элементе изделия — не ниже 1,8 В. Этот недостаток характерен для всех кислотно-свинцовых устройств.
  4. AGM изделия более чувствительны к превышению величины напряжения подзарядки по сравнению с традиционными устройствами.
  5. При работе в условиях низких температур, когда на изделие возлагается высокая нагрузка, величина напряжения заметно снижается.
  6. В составе AGM изделий содержится токсичный оксид свинца. Поэтому такие устройства являются опасными для окружающей среды.
  7. Устройства, разработанные по AGM технологии стоят значительно выше по сравнению с традиционными изделиями, в которых залит жидкий раствор.

Восстановление AGM аккумуляторов

Многие источники и специалисты утверждают, что такие батареи вернуть к «жизни» возможно, всё зависит от степени повреждения изделия, срока эксплуатации. В некоторых случаях восстановить его возможно, так как в основе электролита лежит известная серная кислота плюс дистиллированная вода, только размещены они в АКБ по-разному. В интернете можно найти несколько роликов о восстановлении мотоциклетных АКБ таких типов. В них показано как владелец мотоцикла заполняет шприцем высохшие полости дистиллированной водой.

Когда полости достаточно пропитаются жидкостью, можно поставить батарею на подзарядку током силой в 10% от ёмкости аккумулятора. На форумах автомобилистов также можно найти такой способ восстановления АКБ. Там же описан ещё один процесс возврата к жизни «уставшего» прибора. Он предусматривает подзарядку сразу двух изделий, одно из них должно быть полностью исправным.

Если через некоторое время «уставший» АКБ начинает потреблять зарядный ток, это значит, что она «живая». Далее уже продолжается зарядка этого прибора током 10% от емкости при напряжении не более чем 14,8 Вольт.

Любой вид аккумуляторной батареи требует внимательного отношения в процессе её использования. Только в таком случае будет полностью выработан установленный производителем срок эксплуатации.

Особенности АГМ аккумуляторов

Абсолютно все особенности зарядки AGM АКБ напрямую или косвенно связаны с их устройством. С одной стороны, именно благодаря своей конструкции они способны отдавать сравнительно большие токи и быстро восстанавливаются. С другой стороны, из-за особенностей устройства АГМ аккумуляторы крайне плохо «переживают» повышенное напряжение, низкую или высокую температуру, а также неполноценные заряды.

Устройство AGM аккумуляторов

Ничего сверх инновационного в конструкции нет. Те же пластины из свинца (с добавками). Тот же жидкий электролит из воды и кислоты. Принцип работы — абсолютно такой же, как и у других свинцово-кислотных АКБ. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что электролит здесь не наливается в «банки», как это делается по классике. Им пропитаны стекловолоконные маты, которые находятся в плотном контакте со свинцовыми пластинами.

Отсюда и название технологии. AGM — это аббревиатура от слов Absorbent Glass Mat, которые в буквальном переводе означают абсорбционный стекловолоконный мат. Они и пропитаны электролитом. Жидким

Это важно понимать, чтобы не путать AGM технологию с GEL. В рассматриваемых АКБ электролит не гелевый, а жидкий

Собственно, и зарядка гелевых аккумуляторов отличается своими особенностями.

Объём электролита и свинца

По сравнению с классическими наливными свинцово-кислотными аккумуляторами в АГМ электролита значительно меньше. Это возможно как раз благодаря особому устройству и использованию пропитанных матов. Для зарядки AGM аккумуляторов эта особенность играет важнейшую роль. Поскольку электролита меньше, то и его потери в случае «кипения» быстрее могут оказаться критическими.

С другой стороны, благодаря меньшему объёму электролита в аккумулятор без увеличения размеров корпуса можно запихнуть больше свинца. В этом легко убедиться, если сравнить вес AGM АКБ с классикой такого же размера. А чем больше свинца, тем большая ёмкость аккумулятора. Но это не главное. Главное то, что увеличение площади поверхности свинцовых пластин позволяет получить от АКБ большие токи. В обратную сторону это тоже работает. То есть, заряжать AGM аккумуляторы большими токами тоже можно.

Внутреннее сопротивление

Чем большая площадь свинца контактирует с электролитом, тем меньшее внутреннее сопротивление аккумулятора. А у АГМ это является одной из особенностей конструкции. Площадь пластин увеличена благодаря тому, что «экономится» место за счёт уменьшённого объёма электролита. На зарядку AGM аккумуляторов их малое внутреннее сопротивление влияет тем, что они способны почти «безболезненно» принимать большие токи.

Пусковой и зарядный токи

Одним из преимуществ технологии является способность отдавать и принимать большие токи. Благодаря этой особенности зарядить AGM аккумулятор можно гораздо быстрее, чем обычный. Также с него удаётся снимать большие пусковые токи. Это в полной мере используется на автомобилях с системой «старт-стоп». Ещё увеличенный пусковой ток позволяет облегчить эксплуатацию машин с дизельными двигателями. Хотя зимой и бензиновый мотор запустить слабым аккумулятором тоже проблематично.

Склонность замерзать и перегреваться

Эти склонности относятся уже к числу недостатков технологии. Объясняются они тем, что электролита сравнительно немного по объёму. А чем меньший объём жидкости, тем интенсивнее она реагирует на критические температуры. По этой причине во время зарядки AGM аккумуляторы часто перегреваются, особенно, если не соблюдается режим по напряжению. Замерзают батареи тоже быстрее обычных. К тому же, в таком состоянии они абсолютно не принимают заряд.

Стойкость к глубоким разрядам

Эта особенность является преимуществом АГМ технологии. Особенно, если сравнивать её с кальциевой, для которой глубокий разряд — это безвозвратная потеря ёмкости. Соответственно, необходимость заряжать AGM аккумуляторы от стационарного зарядного устройства возникает гораздо реже, чем в случае с упомянутыми кальциевыми. Кстати, пусковой ток почти разряженной АГМ батареи сохраняется на приличном уровне, что позволяет успешно запускать двигатель даже от почти дохлой АКБ.

Эффект памяти

Очередной недостаток технологии — это эффект памяти. Заключается он в следующем. Если AGM батарею регулярно заряжать не до 100%, то она быстрее утратит заявленную на корпусе ёмкость. Некоторые источники даже заявляют, что ёмкость из-за систематического недозаряда падает в разы. Это неправда. Ресурс, конечно, от такой эксплуатации уменьшится. Но не так быстро и критично, как об этом часто говорят. Однако иметь в виду эту особенность AGM будет не лишним.

Инструкция: как правильно заряжать AGM-аккумулятор

Накопители типа AGM относятся к классу клапанно-регулируемых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (АКБ). Наличие клапана позволяет сбросить часть давления при выделении газов в ходе электролиза. Если газообразование происходит регулярно, то уровень электролита быстро снижается и батарея становится бесполезной.

Зарядка AGM аккумулятора.

Долить электролит, как в обслуживаемую АКБ, в AGM-батарею нельзя, поэтому нужно следить за параметрами режима и избегать электролиза.

В зависимости от параметров выделяют 3 режима подзарядки аккумулятора:

  • одноступенчатый (рекомендуется только для подпитки АКБ);
  • двухступенчатый (цикл «подзарядка-хранение»);
  • трехступенчатый (цикл «основной заряд-накопление-хранение»).

Этап плавного накопления используется при полном разряде батареи, а этап хранения — при простое АКБ в гараже, на складе или СТО.

Стандартная процедура

Для стандартной зарядки АГМ-батареи нужно выполнить описанные ниже действия.

  1. Извлечь АКБ из автомобиля. Первой отключается минусовая клемма. После снятия необходимо убедиться в отсутствии повреждений корпуса и очистить клеммы от загрязнений.
  2. Измерить напряжение и заряд с помощью мультиметра. Оценить необходимость подзарядки, выбрать режим и продолжительность процедуры.
  3. Перенести батарею в прохладное, хорошо проветриваемое место. Возле АКБ не должно быть открытого огня, химических реактивов и взрывоопасных веществ.
  4. Подсоединить аккумулятор к зарядному устройству (ЗУ), отрегулировать режим или параметры процедуры.
  5. Дождаться восстановления АКБ, отсоединить ЗУ и установить батарею в машину.

Заряжать AGM-батарею рекомендуется на автоматическом оборудовании, которое контролирует ток, напряжение и длительность подзарядки. При зарядке обычным устройством нужно следить за соблюдением параметров самостоятельно. Если не контролировать процесс, то внутри начнется электролиз, который резко сокращает срок эксплуатации необслуживаемых батарей.

Трехступенчатая зарядка

Трехступенчатый режим подзарядки универсален и наиболее эффективен. Он позволяет восстанавливать заряд до 100% и реанимировать АКБ после глубокого разряда. Процесс подзарядки делится на описанные ниже этапы.

  1. Основной заряд. Он является наиболее длительным и интенсивным. Вольтаж (U) устройства должен составлять от 14,2 до 14,8 В, а сила тока (I) — от 10 до 30% емкости аккумулятора. На первом этапе можно восстановить около 80% от общего заряда. Длительность процесса можно рассчитать, исходя из значения силы тока: например, если I = 20% от емкости АКБ, то набор основного заряда займет около 4 часов.
  2. Накопление. На этом этапе заряд доводится до 100%, напряжение снижается на 0,3-1 В по сравнению с первичным. Рекомендуемое значение I составляет не более 10% от емкости. Длительность накопления составляет 2-3 часа.
  3. Хранение. Последний этап является поддерживающим. Для поддержания АКБ в рабочем состоянии применяется режим с U = 13,2-13,8 В и I = 5-10% емкости.

Двухступенчатая

Двухступенчатый режим используется при эксплуатации автомобиля без длительных перерывов. Для него применяются такие же параметры, как и в цикле «основной заряд-накопление» для 3-ступенчатой подзарядки.

Двухступенчатая зарадка батареи.

Подпитка

Режим подпитки рекомендуется применять при 75% заряда АКБ. При большем разряде он будет бесполезен по сравнению с 2- и 3-ступенчатыми режимами.

У некоторых АКБ не предусмотрен режим хранения, а зарядка выполняется в штатном режиме (14,2-14,8 В, I = 10-30% емкости).

Особенности конструкции или что такое AGM аккумулятор?

Суть открытия заключается в полном отказе от жидкого состояния электролита. Заменой ей стал особый тканный материал. В данном случае смесь серной кислоты и дистиллированной воды, оказывается связанной структурой синтетических матов. При этом следует отметить, что мелкие поры материала служат для удержания капель электролита, а крупные (капиллярные силы оставляют их свободными) — для циркуляции паров, не успевших конденсироваться в полости батареи.

Отметим, что в АКБ с технологией AGM, используется свинец только высокой квалификации (степени химической чистоты). Еще одним новшеством можно назвать присадки сурьмы и кальция, существенно удлиняющие срок службы пластин.

Для своего времени данное инженерное решение и результаты его испытаний оказались настолько выдающимися, что аккумулятор по технологии AGM несколько лет поставлялся исключительно для нужд армии и военной авиации.

Отличие AGM от GEL-аккумуляторов

Научный прогресс не стоит на месте, и, видимо, поэтому у AGM технологии однажды появился конкурент — это гелевые аккумуляторы. Основное отличие их от предшественников состоит в том, что пространство между свинцовыми пластинами заполнено уже не стекловолокном, а застывшим пористым раствором из серной кислоты и силикагеля. Последний выполняет роль загустителя. Именно в такой структуре смеси и кроются главные плюсы и достоинства гелевых АКБ. Подобное состояние среды эффективно препятствует выходу из строя  электродов и, как следствие, — упреждает поломку самого аккумулятора.

Для справки

Разрушение свинцовых пластин является неизбежным результатом при реакции электролиза. А если это так, то замедлить этот процесс и предотвратить внутреннее замыкание цепи — главная задача, над которой трудились ученые с момента изобретения АКБ. Существенным недостатком гелевых батарей является их повышенная чувствительность к температуре. Так уже при 100-110 градусах смесь кислоты и силикагеля теряет свое рабочее состояние. Вместе с этим понижалась способность геля удерживать пары серной кислоты. Все это в конечном счете влияет на жесткость конструкции в целом. Среди AGM аккумуляторов есть внутреннее подразделение на виды. Примерно треть от всего их количества имеет спиральную укладку матов. Данное техническое решение позволяет максимально увеличить площадь химической реакции, но при этом в жертву приносятся габариты и вес. К тому же эксклюзивные права на «спираль» в аккумуляторах запатентованы, что существенно влияет на их популярность. Что касается пластинчатых батарей, то этот тип АКБ — лидер среди предпочтений автомобилистов. Отметим также, что пик их популярности еще впереди, а количество компаний, которые производят батареи типа AGM ширится с каждым днем.

Чем AGM аккумулятор отличается от гелевого АКБ

При выборе аккумулятора потребители часто сталкиваются с необходимостью выбора подходящей батареи.

Сегодня в продаже представлены традиционные свинцово-кислотные батареи, кальциевые АКБ,  а также аккумулятор гелевый или аккумулятор АГМ.

При этом многие ошибочно полагают, что AGM и GEL являются одним типом АКБ. На самом деле, данные технологии заметно отличаются. По этой причине необходимо отдельно учитывать ряд нюансов.

Гелевый аккумулятор

Гелевые аккумуляторы (GEL — АКБ ) имеют электролит, который находится в гелеобразном состоянии за счет добавления соединений кремния. В результате электролит похож на силикон, в составе используется серная кислота и двуокись кремния, батарея имеет полную герметичность.  Газовыделение сведено к минимуму,  газы остаются во внутренних  порах геля.

Это значит, что электролит не испаряется при разряде АКБ,  пластины также не окисляются. Данный тип аккумуляторов на сегодня является лучшим, отличается высокой устойчивостью к глубокому разряду и большим сроком службы.

Дело в том, что даже в условиях глубокого разряда до 10.5В пластины не осыпаются, так как гель «удерживает» активный материал.  В результате GEL- аккумулятор  даже в таких условиях способен  пережить 300 циклов заряда.  Если же условия эксплуатации щадящие, можно рассчитывать на увеличение ресурса в 8-10 раз. 

Аккумулятор AGM

Аккумуляторы AGM  имеют пористый заполнитель, изготовленный из стекловолокна, который пропитан электролитом. В отличие от гелевых аналогов, в аккумуляторах AGM залита жидкая кислота. При этом электролит  удерживается в порах сепаратора (условно решение напоминает губку).

Данное решение обеспечивает возможность удерживать электролит внутри пор сепаратора. Даже если корпус аккумулятора будет поврежден, электролит не имеет возможности вытекать наружу благодаря наполнителю и батарея остается в рабочем состоянии.

Что такое АГМ-технология

Что такое AGM? Это сокращение можно перевести с английского как «прокладка, пропитанная стекловолокном» — «absorbent glass mat». Технологии АГМ известны за рубежом уже довольно давно. Первые разработки начались в 80-е годы ХХ века в США. Первоначально батареи этого типа, так же, как и гелевые аналоги, нашли свое применение в военной авиации. Это практичные и безопасные в эксплуатации источники питания, способные выдерживать такие нагрузки, которые иным аккумуляторам были бы просто не под силу.AGM-аккумулятор изготавливается совершенно по иной технологии, нежели старые свинцово-кислотные батареи. Его неоспоримое преимущество состоит в том, он не содержит потенциально опасного жидкого электролита, который может причинить ощутимые хлопоты и неудобства в процессе текущей эксплуатации.

Внутри AGM-аккумулятор устроен так: между его плюсовыми и минусовыми пластинами находятся прокладки (или маты), пропитанные электролитом. Прокладки изготавливаются из стекловолокна, которое впитывает электролит, как губка. И он оказывается, в буквальном смысле слова, «запечатанным» между пластинами в надежной стекловолоконной прокладке.

Именно такая AGM-технология позволяет говорить о высокой степени безопасности этих аккумуляторов. Такую форму можно смело называть «брикет с электролитом». Стекловолоконный сепаратор, будучи проложенным между пластинами АКБ, выполняет диэлектрическую функцию. Пластины лишены возможности соприкасаться между собой, а это значит, что короткого замыкания между ними не произойдет.

Эту батарею допустимо положить на бок или повернуть в любую сторону. Электролит не вытечет и не взорвется благодаря тому, что испарения таких ядовитых и опасных газов, как водород и кислород, отсутствуют. Конечно, не рекомендуется подвергать ее жесткому экстриму, переворачивая вверх дном. Но это ничуть не умаляет ее очевидных достоинств.

AGM-аккумулятор замечателен тем, что его пластины производятся из свинца высокой степени очистки. Это значительно уменьшает степень сопротивления металла и повышает эффективность циклов заряда-разряда. Десульфатация таким пластинам не нужна — именно по причине высокого качества металла.

Две пластины плотно сжимают сепаратор с обеих сторон по принципу сендвича, и получается очень прочная конструкция. Плотность пластин довольно высока, и в одной ячейке можно расположить гораздо большее их количество, чем в жидком аккумуляторе. Поэтому емкость таких батарей на порядок выше.

Обычную жидкокислотную батарею нужно заряжать, в среднем, 10-12 часов. АГМ-аккумулятор может полностью заряжается большими токами в течение всего лишь 2-3 часов. Сепараторная пластина, проложенная между свинцовыми, не позволяет им преждевременно осыпаться. И именно поэтому такие батареи выдерживают глубокий разряд гораздо лучше, чем многие другие.

Как известно, десульфатация пластин — частая манипуляция которая больше всего необходима жидким «кислотникам». Именно потому, что и качество свинца, и технология расположения пластин у них часто оставляют желать лучшего.

Как уже было сказано, по причине того, что внутрь таких батарей можно поместить гораздо больше стекловолокнистых пластин с электролитом, емкость аккумуляторы AMG могут выдавать в несколько раз больше, чем обычные АКБ. Большая емкость и мощные пусковые токи — вот основная причина для того, чтобы приобрести именно такую батарею. Особенно в суровых условиях эксплуатации в зимнее время.

Обычный аккумулятор выдает пусковые токи минимум 300, максимум 500 ампер. Величина пускового тока АГМ-аккумулятора начинается от показателя в 550 ампер и заканчивается 900. По понятным причинам, батарея со столь высокими показателями емкости запустит двигатель в мороз легко и просто. В то же время жидкокислотник может просто не «прокрутить» ДВС.

Срок службы самой дешевой АКБ такого типа составляет 5 лет, а рекордный показатель работы самой дорогой и емкой батареи — 10 лет.

Если традиционно пытаться разбирать «плюсы и минусы» АГМ-аккумуляторов, плюсов, как видите, будет намного больше. Одним из малочисленных минусов именно этого элемента питания является его цена — от 6500 до 10000 рублей. Однако, если сравнивать их по стоимости с гелевыми, гелевые окажутся значительно дороже.

Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора

При неправильной эксплуатации AGM-батарея может быстро выйти из строя. Методы восстановления автомобильного аккумулятора описаны ниже.

  1. Долив дистиллированной воды. Если АКБ регулярно перегревается при зарядке, то маты высыхают за счет электролиза. Долить воду через пробки в банках не получится, т.к. батарея полностью герметична. Чтобы восстановить уровень электролита, нужно просверлить в каждом элементе АКБ отверстие небольшого диаметра и ввести дистиллированную воду через шприц. Для отверстий нужно изготовить пробки, которые предупредят утечку электролита. Ставить АКБ на подзарядку рекомендуется через 1-2 суток после заливки. При ремонте батареи нужно надеть защитную одежду, очки и перчатки.
  2. Одновременное подключение аккумуляторов. Автоматические ЗУ могут не среагировать на неисправную батарею, поэтому некоторые автомобилисты подключают одновременно реанимируемую АКБ и рабочий аккумулятор. Если неисправная батарея начала потреблять ток, то рабочая после установки режима накопления отключается. Реанимация аккумулятора продолжается в щадящем режиме. Длительная подзарядка сразу двух АКБ запрещена.
  3. Ступенчатая зарядка ручным и автоматическим ЗУ. Вместо одновременного подключения на начальном этапе реанимации АКБ можно использовать ручную подзарядку при токе 1-2% от емкости, постепенно увеличивая силу тока от 0,5 до 14,8 А. Доведя до штатного режима, можно подключить аккумулятор к автоматическому ЗУ. Восстановление рекомендуется проводить импульсным током. В многофункциональных устройствах при глубоком разряде режим импульсной зарядки активируется автоматически.

Из-за повышенных требований к эксплуатации АГМ-аккумуляторы не рекомендуется приобретать с рук без предварительного наблюдения за процессом подзарядки.

При эксплуатации автомобиля необходимо контролировать напряжение батареи. Не допускается полный разряд АКБ и снижение U до 12 вольт. Если накопитель используется после длительного хранения или сезонного отстоя машины, то перед выездом нужно проверить заряд.

«Как правильно заряжать AGM аккумулятор

? Почему не стоит спешить прикурить AGM батарею? Чем отличается AGM от обычной АКБ? Что такое терморазгон и почему его следует бояться в процессе зарядки AGM аккумулятора?»

Еще относительно недавно автомобили (как высокотехнологические изделия) продавали инженеры. Но все меняется: растет конкуренция, рынок и покупателя нужно постоянно завоевывать. Поэтому в наше время, за дело плотно взялись уже маркетологи

Не обошли они своим вниманием и аккумуляторы

Гелевые аккумуляторы

«Все новое – это хорошо забытое старое». В этой поговорке немалая доля истины, в чем я в очередной раз убедился, ознакомившись с устройством гелевых АКБ. Когда-то в детстве из мальчишеского любопытства я разбил молотком батарейку от карманного фонарика и обнаружил внутри едкое желеобразное вещество, а позже я узнал, что это электролит.

Аккумуляторы AGM иногда путают с гелевыми батареями (англоязычное обозначение GEL), также относящимися к необслуживаемым. Однако между ними существует принципиальная разница: в AGM электролит содержится в виде жидкости, абсорбированной прокладками, а в гелевых, как следует из их названия, электролит находится в состоянии геля. В качестве загустителя электролита применяют силикагель (SiO2), алюмогель и др. Сегодня мы не будем подробно рассматривать электролитические «гелевые» элементы, потому что они практически не применяются на тяжелой технике и лишь иногда – на садовых косилках и других малых машинах.

Интересное исследование провели американские маркетологи (см. графики). Они сравнили удельные экономические показатели нескольких АКБ разного типа: традиционной конструкции, AGM и гелевой. Как видно из графиков, по выбранным исследователями параметрам у батарей AGM и гелевой показатели «средние» – не оптимальные, но и не самые худшие.

Итак, что же выбрать: сэкономить при покупке обычной батареи или потратиться на AGM?

AGM, конечно, не лучший выбор для любой сферы применения, но в определенных тяжелых условиях эксплуатации, где их преимущества будут приносить наибольшую выгоду, их можно и надо использовать.

Одна из самых больших ошибок, которую допускают владельцы машин при покупке АКБ, это то, что они выбирают ее по единственному критерию – цене. Следует проанализировать, какие нагрузки должна будет выдерживать батарея во время эксплуатации и какое техническое обслуживание для нее потребуется. Именно по этим параметрам аккумуляторы AGM могут значительно превосходить аккумуляторы традиционной конструкции и в случае использования принесут владельцу ощутимую выгоду.

Требования к процессу зарядки и к зарядным устройствам

Для восполнения заряда аккумуляторов типа AGM необходимо импульсное устройство с автоматическим режимом работы. Рекомендуется приобретать блоки, оснащенные ручными корректорами тока и напряжения (с отображением параметров при помощи аналоговых или цифровых индикаторов). Для повышения надежности работы необходимо наличие функции автоматического прекращения зарядки.

Зарядка выполняется при постоянном значении напряжения в цепи, которое не должно превышать верхней границы. При чрезмерном напряжении происходит активное выделение газа, который разрушает пористую структуру сепаратора и раздувает пластиковый внешний кожух. Если стандартный источник тока с жидким электролитом допускает кипение, то закипевший аккумулятор AGM теряет свои характеристики.

Владелец может попытаться реанимировать глубоко разряженный аккумулятор путем заливки дистиллированной воды в банки через отверстия, в которых установлены клапаны. Пробки выкручиваются, тогда же оценивается состояние корпуса источника тока.

Если имеются вздутия и трещины, то аккумулятор подлежит утилизации. После замера напряжения в банки вливается шприцем дистиллированная вода, жидкость равномерно распределяется по кромкам сепаратора. Торцевые пластины пропитываются при установленном на торцы корпусе аккумулятора.

Затем нужно подать на клеммы ток силой до 0,2 А, одновременно выставив напряжение 13,8 В (меряется на выходах блока питания). Зарядка ведется до достижения силы тока 35-40 мА, затем рекомендуется выдержать батарею на зарядке еще 2 часа. При сильной разрядке аккумулятора допускается кратковременная подача напряжения до 20 В, после инициализации зарядки параметр снижается до 13,8 В.

После 24-часововго отстоя производится дозарядка до 14,4 В, затем в банки доливается электролит плотностью 1,27 г/см³ (жидкость равномерно распределяется шприцем по сепараторам), выполняется разрядка аккумулятора до 11,5 В малым током, после чего источник тока заряжается до 13,8 В.

Осуществляется дозарядка импульсом до 14,6 В. Для полного восстановления устройства рекомендуется провести 2-3 тренировочных цикла разрядки и зарядки. Исправное устройство дает напряжение не менее 12,5 В.

Режимы или как заряжать AGM аккумулятор обычным домашним зарядным устройством: суть технологии

Как и в случае с мойкой двигателя , первым делом отключаются клеммы от батареи, и она переносится из моторного или багажного отсека в помещение. Установить на полюса «крокодилы» и подключить зарядник к сети – короткий перечень действий актуален для автоматических подзарядок, сконструированных специально для батарей с абсорбированным электролитом. Например, некоторые изделия от Bosch и Стек поддерживают безопасное восстановление электрических параметров АГМ моделей. Методика, как зарядить АКБ AGM, подробно изложена в инструкции, поставляемой с продуктом. С другого ракурса стоит воспринять ситуацию, когда перспективный источник питания установлен с завода – описание процедуры ухода стоит поискать на официальном сайте компании-изготовителя батареи.

Вне зависимости от первоначальных факторов полезным будет принять к сведению общую технологию подзарядки необслуживаемого аккумулятора. К слову, ее можно интерпретировать в трех вариантах.

Зарядка в три ступени

Концерн Varta солидарен с экспертами в вопросе эффективности данного метода. Его суть подробно изображает график, на котором четко очерчены три промежутка:

  • Начальная (основная) стадия. Напряжение динамично изменяется в пределах В. Ток – постоянный, фиксированной величины: 25-35% от цифры с размерностью А*ч.
  • Накопительный участок: Разность потенциалов равна 14,8В. Ампераж изменяется от выбранной в предыдущем цикле величины до 1% от емкости батареи.
  • Хранение. Параметры жестко зафиксированы: напряжение – 13,8В, ток – 1% от характеристики в А*ч.

К сведению. Осуществить эту операцию способно микропроцессорное ЗУ для AGM, способное плавно менять разность потенциалов и силу тока во времени. Временные промежутки выбираются устройством автоматически.

Двухэтапная зарядка

Данный способ рекомендован большинством известных фирм. Главное преимущество – оптимальное сочетание временных затрат и качества восстановления характеристик батареи. Основан на двух переходах:

  1. Зарядка. Электрические параметры находятся в пределах: ток – 0,1-0,3 от емкости источника; напряжение – 14,2-14,8В.
  2. Хранение. Ампераж – не более 1% от цифры с размерностью А*ч. Разность потенциалов – фиксированная, выбранная из пределов .

Выполнить пункты этой техники подзарядки под силу только автоматическим зарядникам инверторного типа.

Зарядка в одну ступень

Рассматривается как ускоренный метод восстановления заряда и рекомендуется для АКБ, заряженных не менее, чем на 75%. Суть методики в том, чтобы подать на клеммы ток в 1-2% от емкости изделия и напряжение не более 13,8В.

Методика проведения одноэтапной зарядки и есть ответ на вопрос, как заряжать современный AGM аккумулятор обычным зарядным устройством с регулируемым током и напряжением. В остальных случаях применять простой аналоговый «зарядник» не рекомендуется, поскольку в двух- и трехступенчатых циклах нет возможности отслеживать и плавно регулировать параметры.

Напряжение заряженного AGM аккумулятора и прочие параметры

Превышать режимы зарядки, описанные в рекомендациях, настоятельно не рекомендуется – это вызовет превышение температуры электролита свыше допустимых 45°C. В связи с этим не рекомендуется производить процесс реанимации, если воздух нагрет более 30°C.

Разность потенциалов в 100% заряженном АКБ составляет 14,8В. Достигать больших значений запрещено – запускается активный процесс гидролиза, приводящий к выделению газов и потере воды. Чрезмерные выделения Н2О сокращают срок службы батареи и ее способность выдерживать глубокие разряды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector